Франчайзер — это компания, которая популяризует и расширяет свой бизнес через франчайзинговую систему.
Обязанности франчайзера
У франчайзера, как и у франчайзи, есть определенные обязательства, которые прописаны в договоре. Они зависят от вида и формы франчайзинга, а также от того, насколько хорошо продуманы бизнес-процессы и условия сотрудничества. В некоторых странах, таких как Италия, Китай, Япония, Корея и других, есть специальное законодательство по франчайзингу. Наиболее развитой страной в этом направлении является США. Америка имеет самый богатый опыт развития бизнеса по франшизе.
По статистике, 80% бизнеса в США — это франчайзинг, в странах Европы его доля занимает 67%. При этом наибольшую популярность в мире завоевали такие направления как фаст-фуд, розничная торговля и сфера услуг.
В тех странах, где нет отдельного законодательства по франчайзингу, существуют законы, которые прописаны в других законодательных актах вроде Гражданского Кодекса. Например, в России и Украине нет прописанных условий сотрудничества франчайзера и франчайзи. Поэтому, их деятельность регулируется договором коммерческой концессии, в котором прописывают следующие пункты.
- Цели сотрудничества. Здесь указывают кто, что, кому передает и на каких условиях.
- Характеристики сотрудничества. Тут описывают условия партнерства, территорию действия франшизы, права и обязанности сторон, размер первоначальной платы, роялти и многое другое.
- Сроки действия договора и условия его расторжения. В этом разделе указывают длительность действия соглашения, а также прописывают кто, когда и по какой причине может разорвать сотрудничество.
В договоре также могут быть дополнительные пункты, в которых описывают условия осуществления контроля со стороны франчайзера, порядок действий при возникновении форс-мажоров, возможность внесения изменений и так далее.
В странах без отдельно созданного законодательства по франчайзингу отсутствует жесткий порядок формирования договора. Однако, независимо от этих обстоятельств у франчайзера есть основные общепринятые обязанности.
- Предоставить франчайзи абсолютный доступ к технической информации. Франчайзер обязан обеспечить покупателю франшизы подробный бизнес-план для работы, обучающие материалы и другие необходимые данные.
- Обеспечить франчайзи необходимую поддержку. Франчайзер обязан сопровождать и консультировать своего партнера на всех этапах сотрудничества.
- Контролировать качество выполнения работы и соблюдение условий договора. Это может быть проверка помещений, анализ качества предоставляемых франчайзи услуг, ценообразование и так далее.
Источники дохода франчайзера
Многие полагают, что доход франчайзера формируется исключительно из паушального взноса — первоначальной суммы, которую вносит франчайзи. Однако, это неверно, ведь франчайзинг предполагает еще ежемесячные, ежеквартальные или ежегодные отчисления — роялти. Эта сумма может быть фиксированной или составлять определенный процент от прибыли, оборота компании. Давайте посмотрим, какие еще есть источники дохода франчайзера помимо уже перечисленных.
- Доход от аренды помещений. Франчайзер может за дополнительную плату предоставлять партнеру собственные склады для хранения продукции, офисы, торговые площади под магазины, землю под застройку и так далее.
- Доход от аренды оборудования. Если франчайзер согласно договору берет на себя покупку необходимой техники, то он предоставляет ее франчайзи за дополнительную плату. Это позволяет уменьшить сумму первоначальных вложений для открытия бизнеса.
- Прибыль от наценки на товары и доставку. Очень часто франчайзер является производителем продукции или крупным оптовым покупателем. В первом варианте он зарабатывает на наценке к себестоимости изготовления товара, а во втором на разнице между рыночной ценой и своей скидкой, как оптовика.
- Отчисления на рекламу. Франчайзер может делать наценку на рекламных услугах для франчайзи, тем самым увеличивая свой доход.
- Процент от кредита или лизинга для партнеров. Франчайзер может брать на себя сумму первоначальной инвестиции для открытия бизнеса. При этом франчайзи постепенно выплачивает ему вложенные деньги. Если говорить о лизинге, то в отличие от простой аренды, через установленный срок партнер приобретает право собственности на предоставленный ему объект. Это может быть техника, склад, транспортное средство и так далее.
- Доход от собственного бизнеса. В США по франшизе работает большинство ресторанов McDonald’s. Это значит, что остальные принадлежат самому франчайзеру и приносят ему доход независимо от точек партнеров. Поэтому, даже если предположить, что единственному франчайзи придется закрыть бизнес, то владелец франшизы все равно будет получать прибыль.
Успешный франчайзер — это опытный предприниматель, который знает, как завоевать лояльность целевой аудитории и повысить узнаваемость бренда, чтобы расширить свое влияние на рынке. Он понимает, как использовать BTL-рекламу, сарафанное радио, социальные сети, email рассылки и другие маркетинговые инструменты, чтобы привлечь партнеров и масштабировать бизнес. При этом франчайзер предоставляет франчайзи выгодные условия сотрудничества и выстраивает для себя дополнительные источники дохода.
Обновлено: 06.09.2024
или