Анализ безубыточности (или CVP-анализ) — это метод, который помогает оценить влияние изменения затрат и объема продаж на прибыль компании.
В этой статье вы узнаете, зачем отслеживать взаимосвязь между затратами, продажами и доходом компании, а также ознакомитесь с методами CVP-анализа.
Задачи анализа безубыточности
CVP-анализ расшифровывается как анализ затрат (Costs), выпуска (Volume) и прибыли (Profit). Он показывает, как влияют изменения цены, объема производства и расходов на прибыль бизнеса.CVP-анализ проводят, чтобы решить следующие задачи:
- определить точку безубыточности (ТБ);
- выявить, какое количество товара необходимо продать, чтобы преодолеть ТБ;
- определить цены на продукты, позволяющие поддерживать необходимый спрос и получать желаемую прибыль;
- сформировать план производства и выпуска продукции;
- определить самые эффективные технологии, позволяющие производить и выпускать нужные объемы продуктов.
Основной целью CVP-анализа является все же поиск точки безубыточности. Она представляет собой такое положение компании, при котором количество выпускаемой ею продукции позволяет покрывать существующие расходы. В этом случае бизнес не имеет убытков, однако прибыль он тоже не получает. Такое положение называют еще «работа в ноль».
Читайте дальше и вы узнаете, как проводят CVP-анализ.
Методы анализа безубыточности
Для проведения анализа безубыточности используют три основных метода. Ознакомьтесь ниже с каждым из них.
- Графический метод. Для его проведения выручку и суммарные расходы отображают в виде линейной графики. В том месте, где пересекаются эти две диаграммы, находится ТБ.
- Математический метод. Этот способ требует проведения расчетов. Есть разные формулы для вычисления ТБ, ознакомиться с которыми вы можете в этой статье.
- Метод маржинальной прибыли. Этот способ анализа безубыточности основан на понятии валовой прибыли. Для проведения этого метода используют формулу: маржа = постоянные расходы + доход.
Чтобы анализ безубыточности был качественным, необходимо рассматривать его исключительно в краткосрочной перспективе, не более года. Еще важно, чтобы размер затрат, производительность и цена оставались неизменными на протяжении всего рассматриваемого периода, а запасы продукции были минимальны или вовсе отсутствовали.
Используйте CVP-анализ, чтобы устанавливать цены, планировать объем продаж и расходы, оценивать риски.
Обновлено: 27.03.2023
или