C2B (на англ. customer to business) — это модель рыночных взаимоотношений, в рамках которой потребители создают ценность для бизнеса, а также могут влиять на стоимость товаров и услуг, предоставляемых компанией.
Как работает модель C2B
Бизнес-модель C2B основана не на самом продукте, а на потребителях. Такой формат коммерческих взаимоотношений является наиболее новым на рынке. Развиваться он начал благодаря расширению влияния интернета, социальных сетей и ecommerce на предпринимательскую деятельность. C2B-компании объединяют бизнес и клиента, который может предоставить ему свой продукт или услугу.
Например, по такому принципу работает биржа фрилансеров. Она помогает компаниям найти человека, который может предоставить им ту или иную услугу. При этом, в его власти самостоятельно устанавливать цену. Поэтому, за один и тот же вид работы компания может по разному платить исполнителям.
Однако, далеко не всегда компании полностью ведут свою коммерческую деятельность по модели C2B. Ее могут задействовать, например, только в маркетинге. Предположим, компания «Альфа» хочет увеличить прибыль за квартал и привлечь больше новых покупателей. Для этого она использует партнерский маркетинг и предлагает лидерам мнений продвигать свои продукты за процент от продаж. В этом случае блогеры, актеры, спортсмены и другие популярные личности, которые являются клиентами компании «Альфа», предоставляют ей услуги (ценность), за которую получают вознаграждение. Чтобы еще лучше разобраться в C2B, давайте посмотрим, чем он отличается от уже известной нам модели B2B.
Чем B2C отличается от C2B
Бизнес-модель B2C предполагает продажу продукта или услуги напрямую конечному потребителю, а не другой компании. Такой формат рыночных взаимоотношений использует Coca Cola, Yves Rocher, Zara, Chanel и другие. В модели B2C все крутится вокруг клиента, а именно его желаний, интересов, страхов, болей.
C2B представляет собой противоположный процесс и предполагает, что именно клиент предоставляет определенную ценность бизнесу и даже может сам устанавливать цену. В этой бизнес-модели ключевой является точка, в которой потребности бизнеса пересекаются с предоставляемыми клиентами ценностями. Смотрите визуализацию ниже.
В следующем разделе вы ознакомитесь с примерами компаний, которые используют бизнес-модель C2B.
Примеры C2B
Pixabay предоставляет более 2,7 миллионов бесплатных фотографий и иллюстрации, которые можно скачивать в высоком разрешении. Изображениями с этого ресурса пользуются интернет-магазины, инфобизнесмены, языковые школы, турагентства. После скачивания фото или иллюстрации Pixabay предлагает отправить автору финансовое вознаграждение любого размера.
Ярким примером использования модели С2В в своем маркетинге является платформа графического дизайна Canva. Компания предлагает своим клиентам становится партнерами и получать вознаграждение за привлечение новых пользователей расширенной версии редактора Canva Pro.
Еще одним примером компании, работающей по модели С2В, является фриланс-сервис Freelancehunt. На август 2021 года на платформе было зарегистрировано более одного миллиона пользователей. Freelancehunt — это та компания, которая помогает фрилансерам найти бизнес, нуждающийся в их услугах. При этом, довольно часто исполнители самостоятельно выставляют бизнесу стоимость своих услуг.
Список компаний и примеров С2В довольно большой, несмотря на то, что об этой бизнес-модели говорят не так часто как о других. Вы можете использовать ее в своем маркетинге для продвижения компании и повышения продаж, как это делает Canva. Чтобы автоматизировать работу с лидами и новыми клиентами, используйте бесплатную CRM от SendPulse, email сервис, чат-боты, рассылки в Viber, а также SMS и web push уведомления. А если вы хотите больше узнать о других бизнес-моделях, то ознакомьтесь еще с B2B и B2G.
Обновлено: 24.03.2023
или