Конкурентная среда — это система, которая формируется на рынке, где компании взаимодействуют друг с другом и конкурируют между собой за клиентов, продажи, поставщиков, долю рынка, узнаваемость.
Зачем проводить анализ конкурентной среды
Анализ конкурентной среды позволяет определить тенденции развития рынка, перспективы, выявить потребности и ценности целевой аудитории. Он помогает найти сильные и слабые стороны конкурентов, оценить их стратегию развития, а также изучить преимущества и недостатки представленных продуктов или услуг. Посмотрите, какие еще задачи компании и стартапы решают с помощью анализа конкурентной среды:
- отстроиться от конкурентов;
- продумать позиционирование компании и продукта;
- вывести новый продукт на рынок;
- создать или усовершенствовать УТП (уникальное торговое предложение);
- продумать ценовую политику;
- построить прогноз изменений на рынке и подготовиться к ним;
- разработать стратегию продвижения компании и ее масштабирования;
- улучшить ассортимент;
- сформировать план продаж;
- продумать стратегию привлечения целевой аудитории и повышения лояльности покупателей.
Без анализа конкурентной среды невозможно принимать эффективные маркетинговые решения и адаптироваться к изменениям на рынке. Поэтому, читайте дальше, чтобы узнать, как его провести.
Как сделать анализ конкурентной среды
Для анализа конкурентной среды компании тщательно изучают рынок и проводят конкурентную разведку. Ознакомьтесь с основными шагами проведения исследования.
- Соберите максимум информации о рынке и конкурентах. Начните с исследования в интернете. Выясните, как развивается ниша, какие компании продвигаются на рынке, кто из них ваши главные конкуренты, изучите тренды. Информацию можно собрать при помощи Google Trends, Google AdWords, готовых маркетинговых исследований, представленных в интернете.
- Изучите конкурентов, их продукты и специфику работы. Когда пул конкурирующих компаний будет собран, тщательно исследуйте их ассортимент, сайт, социальные сети, УТП, ценообразование, отзывы, рекламные кампании и другую важную информацию. Чем больше данных вы соберете о каждом конкуренте, тем детальнее будет общая картина, которая поможет увидеть их сильные и слабые стороны. В дальнейшем эта информация пригодится для постановки целей и разработки маркетинговой стратегии.
- Изучите целевую аудиторию и ее потребности. Проведите маркетинговое исследование потребителей. Узнайте как можно больше об их проблемах и задачах. Соберите отзывы об использовании существующих на рынке решений, их преимуществах и недостатках. Найти необходимую информацию можно при помощи анкетирования в социальных сетях, глубинного интервью, специальных сервисов для проведения опросов.
- Подготовьте экспертное интервью. С его помощью изучите ситуацию на рынке, узнайте у лидеров мнений прогнозы касательно развития отрасли и о существующих преградах. Экспертное интервью помогает подтвердить или опровергнуть гипотезу, сгенерировать идеи для развития продукта и продвижения компании, предусмотреть возможные проблемы и подготовиться к ним.
- Систематизируйте и изучите все собранные данные. После того, как все исследования будут проведены, соберите информацию в одно целое и структурируйте ее. Отобразить данные можно в виде графиков, таблиц, инфографики. Главное, чтобы информация была вам понятной и доступной. Изучите собранные данные и на их основании разработайте свою стратегию продвижения на рынке и составьте маркетинговый план.
Исследование конкурентной среды следует проводить регулярно, желательно не менее одного раза в год. Так вы всегда будете в курсе событий на рынке, сможете улучшать свою маркетинговую стратегию, увеличивать продажи и быстро адаптироваться к изменениям.
Обновлено: 21.09.2023
или