SWOT-анализ — это основа стратегического планирования, которая представляет собой комплекс маркетинговых исследований, необходимых для оценки сильных и слабых сторон компании,а также выявления перспектив ее развития и возможных угроз.
В этой статье вы ознакомитесь с преимуществами и недостатками SWOT-анализа, узнаете зачем он нужен, каким бывает, а главное, как его провести.
Матрица SWOT-анализа
SWOT-матрица — это главный инструмент в стратегическом планировании. Зачастую он представляет собой таблицу из четырех блоков с определенной информацией.
1-й блок (Strengths) — в нем представлены сильные стороны и характеристики бизнеса, которые выделяют его на рынке среди конкурентов.
2-й блок (Weaknesses) — рассказывает о слабых сторонах и характеристиках компании.
3-й блок (Opportunities) — показывает существующие возможности развития бизнеса.
4-й блок (Threats) — объединяет в себе угрозы, которые препятствуют развитию компании и могут привести к негативным последствиям.
Чаще всего матрица SWOT-анализа имеет две формы. Первая представляет собой таблицу с горизонтальными или вертикальными колонками. Ниже вы видите пример одного из таких шаблонов SWOT-матрицы.
Второй формат — сетка в виде квадрата, разделенного на четыре части. В этом случае данные легче сопоставлять и анализировать друг с другом.
Реже можно встретить результаты SWOT-анализа, представленные в виде документа в Word или Google Documents. Матрицу в таком формате используют компании, которые проводят более глубокое и детальное исследование, поскольку она требует больше времени, однако также может содержать таблицы, сетки и графики для наглядности.
Далее вы больше узнаете о SWOT-анализе и прочитаете, для чего он нужен.
Зачем нужен SWOT-анализ
SWOT-анализ используют, чтобы принять взвешенное решение, определить курс развития компании, предусмотреть возможные угрозы на пути к достижению целей. Этот вид маркетингового анализа используют в своей работе HR-специалисты, маркетологи, дистрибьюторы, операционные менеджеры. SWOT-анализ применяют в малом, среднем и крупном бизнесе. Более того, SWOT-матрицу также применяют частные лица, например, для построения стратегии развития своей карьеры.
Ниже мы собрали основные причины проведения SWOT-анализа.
- Оценить текущее положение. SWOT-анализ помогает увидеть, в какой точке бизнес находится сейчас. Он позволяет в деталях рассмотреть текущее положение компании и подвести итоги конкретного периода.
- Расставить приоритеты. Анализ внутренней и внешней среды помогает найти и укрепить свои слабые стороны, повысить эффективность работы, а также отстроиться от конкурентов.
- Оценить риски и предусмотреть трудности. Чтобы повысить конкурентоспособность компании и быстро адаптироваться под изменения рынка, следует быть готовым к возможным вызовам и проблемам. SWOT-анализ помогает увидеть риски и предусмотреть трудности, которые могут быть незаметны во время решения рутинных бизнес-задач.
- Установить цели и создать план действий. Знание потенциальных возможностей и угроз помогает определить направление развития и шаг за шагом продвигаться вперед.
Давайте теперь рассмотрим, какими преимуществами и недостатками обладает этот вид маркетингового исследования.
Преимущества и недостатки SWOT-анализа
О SWOT-анализе мир впервые услышал в 60-х годах и с тех пор разговоры о нем не стихают. В своей маркетинговой деятельности его используют компании из разных сфер бизнеса независимо от размера. Вот главные преимущества SWOT-анализа.
- Простота. Чтобы провести SWOT-анализ, вовсе не обязательно быть маркетологом. В этом исследовании нет сложных формул, расчетов или жестких правил.
- Легкость. Не требует серьезной подготовки и сбора больших объемов данных. Зачастую для проведения SWOT-анализа достаточно использовать уже имеющуюся информацию о конкурентах, продажах, каналах коммуникации, продуктах и так далее.
- Универсальность. Благодаря своей адаптивности SWOT-анализ подходит для компаний независимо от сферы деятельности, размера бизнеса, объема продаж, наличия маркетингового отдела и других факторов.
- Комплексность. Помогает довольно ясно увидеть положение компании на рынке, ее недостатки, конкурентные преимущества, а также внутренние и внешние проблемы.
- Структурированность. Вся доступная информация о компании объединяется в своего рода блоки, которые затем собираются как пазл, позволяя увидеть то, что было скрыто за рутинными процессами.
А еще проведение SWOT-анализа не требует финансовых вложений, хотя многие маркетинговые исследования далеко не бесплатны. Однако, несмотря на такое количество очевидных плюсов этот анализ имеет и недостатки.
Первый минус SWOT-анализа заключается в отсутствии цифр. Поэтому, он довольно поверхностен. Второй недостаток заключается в субъективности, поскольку все оценки опираются больше на мнения и видения того, кто проводит маркетинговое исследование. Третий минус — потребность в постоянном обновлении данных. Дело в том, что SWOT-анализ привязан к конкретному промежутку времени и очень зависит от внешних и внутренних факторов, влияющих на компанию.
В следующем разделе вы больше узнаете о том, каким бывает это маркетинговое исследование.
Виды SWOT-анализа
Ниже мы рассмотрим три основных вида SWOT-анализа для стратегического планирования.
- Поверхностный анализ. Наиболее быстрый и простой вид SWOT-анализа. Он сосредоточен в первую очередь на сильных и слабых сторонах компании без погружения в детали. Поверхностный анализ охватывает наиболее очевидные характеристики бизнеса и основывается на наименьшем количестве данных. Преимущество этого SWOT-анализа — скорость проведения, недостаток — вероятность упущения важных деталей из-за сбора поверхностной информации.
- Сводный анализ. Требует для проведения больше времени, поскольку подразумевает более глубокое погружение в детали, сбор ключевых показателей эффективности бизнеса за выбранный период, проведение расчетов, построение прогнозов на будущее. Преимущество сводного анализа — получение более точной картины, чем в случае с предыдущим видом анализа. Недостаток — затраты времени и сложность проведения для не специалистов.
- Комплексный анализ. Подразумевает использование поверхностного и сводного анализа. Предполагает полное погружение в статистику и финансовую отчетность, анализ сильных и слабых сторон, выявление рисков и точек роста, подкрепленных цифрами. Преимущество комплексного анализа — максимальная детальность, недостаток — сложность проведения и сроки.
Комплексный SWOT-анализ проводят чаще представители крупного бизнеса. Этот вид маркетингового исследования требует определенных навыков, знаний, времени и даже финансовых затрат, поскольку его проводят профессиональные маркетологи, а порой даже команда специалистов.
Далее вы узнаете, как подготовиться и провести SWOT-анализ самостоятельно.
Как провести SWOT-анализ
Самый быстрый и простой вариант — это поверхностный SWOT-анализ. Для его проведения можно воспользоваться готовыми шаблонами из интернета. Просто выберите из них наиболее подходящий для себя и заполните его.
Например, если вам необходимо не только сделать SWOT-анализ, но и визуально оформить его, используйте Canva. Эта платформа графического дизайна содержит большой выбор шаблонов SWOT-матрицы, которые вы можете редактировать на свой вкус. Ниже вы видите один из вариантов.
Однако, такой формат предполагает сбор минимального количества информации. Если необходим более глубокий подход, используйте бесплатные таблицы Smartsheet. Ниже показан один из шаблонов с этого ресурса.
Подобную таблицу также легко можно сделать самостоятельно при помощи Google Documents или Excel.
После того, как вы выберете для себя подходящий формат, приступайте к заполнению каждого из четырех блоков SWOT-матрицы. Не торопитесь, старайтесь собрать как можно больше информации. Например, в блоке Strengths вы можете ответить на следующие вопросы.
- Какие у компании конкурентные преимущества?
- Какие товары и услуги продаются лучше всего?
- Почему клиенты покупают у вас?
- Почему клиенты после первой покупки приходят снова?
По такому принципу заполните все последующие блоки. Вопросы и их количество отличаются у каждой компании в зависимости от сферы деятельности и поставленных целей, поэтому нет единого списка, который бы подошел всем.
После того, как заполните каждый из четырех блоков, сопоставьте информацию между ними.
- Strengths и Opportunities (SO) — помогает построить стратегию развития, чтобы использовать внешние возможности и реализовать свой потенциал.
- Weaknesses и Opportunities (WO) — позволяет выявить пути преодоление слабых сторон компании.
- Strengths и Threats (ST) — показывает сильные стороны, которые можно использовать, чтобы устранить вероятные угрозы.
- Weaknesses и Threats (WT) — помогает увидеть ограничения, препятствующие развитию компании и слабые стороны, которые нужно устранить, чтобы избавиться от угроз извне.
Если хотите провести более точный и серьезный анализ, то используйте больше деталей и статистических данных за рассматриваемый период, добавьте цифры. Главное, будьте максимально точны и честны, не выдавайте желаемое за действительное, чтобы не искажать реальную картину.
После проведения SWOT-анализа приступайте к разработке маркетинговой стратегии, которая поможет достичь желаемых целей, устранить слабые стороны компании, повысить конкурентоспособность и эффективность работы бизнеса в целом.
Обновлено: 27.03.2023
или