Портфельный анализ — это инструмент, с помощью которого руководство компании анализирует направления своего бизнеса, выявляет наиболее перспективные и перераспределяет ресурсы для повышения прибыли.
Давайте узнаем, зачем нужен этот инструмент.
Для чего нужен портфельный анализ
Предприятия используют портфельный анализ для достижения следующих целей:
- согласовать маркетинговые стратегии;
- распределить инвестиционные ресурсы между подразделениями согласно приоритетам компании;
- грамотно распределить кадры между подразделениями;
- улучшить взаимодействие и коммуникацию подразделений на предприятии;
- сформировать задачи для подразделений;
- достичь наиболее устойчивого финансового положения компании;
- облегчить анализ бизнеса и выбор стратегий;
- реструктуризировать предприятие или отдельные его подразделения.
Давайте рассмотрим принципы работы по методу портфельного анализа.
Как работает портфельный анализ
Использование этого инструмента подразумевает набор следующих действий.
- Разделите деятельность компании на стратегически важные единицы.
- Определите уровни организации, которые требуют портфельного анализа.
- Определите конкурентоспособность бизнес-единиц и их перспективы на рынке, проанализируйте привлекательность ниши, позицию на рынке, возможности роста и риски, а также имеющиеся ресурсы и квалификацию кадров в компании.
- Поставьте маркетинговые цели, которые вы хотите достичь с помощью портфельного анализа.
- Постройте и проанализируйте портфельные матрицы (о них в следующем разделе).
- Разработайте стратегии на основании выводов из портфельных матриц для каждой единицы бизнеса.
- Сгруппируйте подразделения со схожими стратегиями для экономии времени и ресурсов.
Давайте узнаем, что такое портфельные матрицы.
Портфельные матрицы
Это двухмерная схема, на которой бизнес-единицы или продукты стравнивают между собой по разными критериям, например, доля рынка, конкурентоспособность, стадия жизненного цикла товара и прочее.
Существуют следующие виды портфельных матриц:
- портфельная матрица Бостонской консультационной группы (матрица БКГ);
- матрица «Экран бизнеса», разработанная компанией General Electric;
- матрица консалтинговой компании Артура Д. Литтла;
- матрица направленной политики, разработанная компанией Shell;
- матрица Ансоффа;
- матрица Абеля.
Выбор портфельной матрицы зависит от целей предприятия и ситуации на рынке.
Поздравляем, теперь вы знаете, что такое портфельный анализ и для чего он нужен.
Обновлено: 27.03.2023
или