Личный бренд (на англ. personal brand) — это публичный образ человека, построенный на определенных ценностях, принципах и навыках с целью продвижения своего бизнеса, себя как специалиста или продуктов и услуг других компаний.
Зачем нужен личный бренд
Согласно статистике, 92% человек доверяют рекомендациям других людей, а не брендов. 82% отдадут предпочтение той компании, чье руководство регулярно публикует посты социальных сетях. Формирование личного бренда имеет множество преимуществ не только для бизнеса, но и для блогеров, email маркетологов, фотографов, спикеров и специалистов в других сферах деятельности. Давайте узнаем, зачем нужно создавать и продвигать personal brand:
- чтобы привлекать целевую аудиторию, выстраивать с ней близкие доверительные взаимоотношения и формировать лояльность;
- усиливать свое влияние в определенной сфере деятельности и становиться лидером мнений;
- продвигать свой бизнес на рынке, повышать узнаваемость и увеличивать продажи;
- позиционировать себя как специалиста с целью привлечения клиентов, работодателей, а также партнеров для сотрудничества.
Cегодня личный бренд необходим всем, кто планирует использовать Instagram, Facebook, TikTok, YouTube или другой канал коммуникации для достижения своих целей, начиная от поиска желаемой работы и заканчивая продвижением товаров и услуг.
Однажды Билл Гейтс сказал: «Если Вашего бизнеса нет в интернете, то вас нет в бизнесе!». То же самое касается и специалистов в разных сферах деятельности. Если их нельзя найти в интернете, значит о их навыках и достижениях будут знать только «избранные». Поэтому, если вы хотите привлечь инвесторов, найти партнеров, завоевать расположение потенциальных клиентов или стать тем, кто будет влиять на перемены в социальной сфере — вам нужен личный бренд. Читайте дальше и вы узнаете, что он собой представляет.
Из чего состоит личный бренд
Личный бренд редко содержит такие привычные атрибуты бренда как логотип, слоган, шрифты, цвета. Personal brand — это комплекс навыков, ценностей, мнений, которые транслируют целевой аудитории через посты, статьи, фото, инициативы и другие инструменты с целью формирования нужного образа. Личный бренд держится на трех главных составляющих. Давайте рассмотрим каждую из них.
- Профессионализм. Это начальное звено личного бренда. Чтобы заявить о себе как об эксперте в определенном деле, нужно предоставить доказательства. Для этого мало указать в Facebook место работы даже если это одна из крупнейших компаний в мире или написать вдохновляющий раздел «О себе». Необходимо продемонстрировать свои достижения и опыт через кейсы, отзывы, участие в проектах, статьи в СМИ и другие социальные доказательства.
- Признание. Составляющая, которая подтверждает уникальность человека, а также его возможность задавать тренды, влиять на окружающих и сферу деятельности в целом. Признание может быть выражено по-разному, например, количеством подписчиков в социальных сетях, участием в значимых мероприятиях, взаимодействием с авторитетными компаниями и личностями. Однако, суть признания всегда одна — человека знают в определенных кругах и считают профессионалом своего дела.
- Репутация. Звено, без которого личный бренд не может существовать. Хорошая репутация укрепляет положительное мнение о человеке, влияет на признание, подтверждает профессионализм и способствует его популяризации.
Ниже вы видите схематическую визуализацию personal brand.
В следующем разделе вы узнаете, с чего начать разработку личного бренда и как шаг за шагом его сформировать.
Как сформировать личный бренд
Прежде всего необходимо установить цель. Важно четко ответить на вопрос: «Зачем нужен личный бренд?». Это позволит определить курс дальнейшей работы и упростит постановку задач. Однако, помните работа над личным брендом представляет собой непрерывный рутинный процесс, требующий практически ежедневного вложения сил и времени. Поэтому, прежде чем нырнуть в разработку стратегии с головой, оцените все вызовы, с которыми придется столкнуться: активное ведение соцсетей, ответы на вопросы аудитории, записи видео, написание статей и так далее. Подумайте, готовы ли вы справиться с этой работой сегодня и если нет, составьте список того, что стоит сделать или изучить.
Далее ответьте на второй вопрос: “Кто я?”. Представьте, что вы вошли в лифт с Джеффом Безосом, основателем крупнейшей в мире ритейл-платформы Amazon. У вас есть всего пару минут, чтобы познакомиться и, возможно, договориться о встрече, которая изменит будущее. Что вы можете сказать о себе, чтобы заинтересовать и не показаться навязчивым? Да, это сложная задача, которая может отнять не один час вашего времени, однако подготовка такой краткой самопрезентации (на англ. elevator pitch) позволит четко сформулировать суть вашей деятельности и ваши конкурентные преимущества.
Теперь, самое время определить целевую аудиторию, поскольку именно к ней вы будете обращаться через свои фото, статьи, публикации в соцсетях, видео.
Более того, необходимо проанализировать рынок и оценить конкурентов, чтобы понять, где вы находитесь сейчас, какие ваши сильные и слабые стороны и куда вы хотите идти. Это поможет лучше понять, в чем ваша уникальность и как ее лучше донести другим. На этом этапе хорошо снова вернуться к elevator pitch, чтобы проанализировать все ошибки и исправить их. Когда подготовительный этап будет пройден, переходите к построению стратегии личного бренда. Следуйте рекомендациям ниже.
- Сформулируйте позиционирование. Продумайте до мелочей тот образ, который вы хотите сформировать в сознании целевой аудитории. Он должен быть уникальным и запоминающимся. Главное в описании себя избегайте таких фраз как «специалист №1», «профессионал с многолетним стажем», «квалифицированный мастер». Такие слова не несут никакой смысловой нагрузки и не помогут выделиться на фоне конкурентов.
- Подготовьте стратегию управления репутацией. Подумайте, как завоевать внимание и расположение целевой аудитории, подчеркнуть достоинства и донести свою философию. Возможно, для популяризации личного бренда вам понадобится участие в каких-либо мероприятиях, проведение социально значимых акций, освещение серьезных проблем в вашей сфере деятельности. Также для управления репутацией важно учесть факторы риска. Это могут быть мнения других экспертов, компрометирующие фото или видео, участие в каких-то мероприятиях и прочее.
- Продумайте стиль общения. Он будет зависеть от того, кто ваша целевая аудитория и какое у вас позиционирование. Чтобы ваш стиль был узнаваемым, необходимо сделать его одинаковым во всех каналах коммуникации. Подумайте, каким он будет: формальным, неформальным, нейтральным.
- Выберите каналы коммуникации. Проведите исследование и выясните, где ваша целевая аудитория проводит больше времени. Также проанализируйте и оцените свои возможности, поскольку если вы решите вести пять каналов одновременно, скорее всего вам понадобится помощник. Более того, для продвижения на каждой из платформ есть свои условия. Лучше начать с одного или двух каналов коммуникации и подключать другие постепенно, особенно если вы сейчас будете выполнять всю работу самостоятельно.
- Продумайте дизайн и формат контента. Подготовьте тексты и визуальные материалы согласно требованиям выбранных каналов коммуникации. Подготовьте SMM стратегию для каждого из них. Визуальное оформление играет огромною роль в построении узнаваемости. Подумайте, что вы будете показывать и в каком свете. Помните, встречают по одежке и провожают по уму только в случае личной встречи. Те, кто познакомятся с вами заочно, будут оценивать и поддавать критике все, что увидят и прочитают, включая оформление постов, монтаж видео и звук, одежду.
К критике лучше подготовить себя заранее. Не реагируйте мгновенно негативом на негатив. Тщательно обдумывайте свои решения и взвешивайте каждое слово. Всегда ставьте на первое место свою репутацию и авторитет.
В следующем разделе вы ознакомитесь с разными способами продвижения личного бренда и сможете выбрать для своей стратегии наиболее подходящие.
Как продвигать личный бренд
Львиная доля стратегии продвижения личного бренда заключается в распространении контента. Постить его в социальных сетях далеко не единственный вариант популяризации своего имени и донесения сообщений целевой аудитории. Посмотрите, какие еще существуют способы продвижения личного бренда.
- Создание блога или сайта. Собственная площадка позволяет демонстрировать свою экспертность и нести пользу целевой аудитории на своих условиях. Для продвижения личного бренда вы можете задействовать SEO и программы лояльности, предлагая за подписку чек-листы, руководства, книги и другие подарки. Более того, сайт помогает находить и привлекать партнеров.
- Взаимодействие с инфлюенсерами. Это могут быть блогеры в социальных сетях, TikTok, YouTube или лидеры мнений в вашей сфере деятельности. Используйте нетворкинг для поиска новых и полезных знакомств. Инициируйте коллаборации или заключайте платные соглашения для продвижения личного бренда.
- Платное продвижение в социальных сетях. Если вам есть, что предложить своей целевой аудитории, например чек-лист по поиску работы и прокачиванию навыков, список полезных книг — используйте рекламу в Facebook, YouTube, Instagram. Так вы сможете привлечь новых подписчиков, заявить о себе как об эксперте и укрепить доверие уже существующей аудитории.
- Гостевые публикации. Найдите авторитетные сайты в вашей сфере деятельности и предложите написать статью на определенную тему для размещения в их блоге. Можно также рассмотреть вариант обмена публикациями, если у вас есть сайт, чтобы укрепить партнерские взаимоотношения. Гостевой блоггинг помогает повысить узнаваемость и уровень доверия, улучшить репутацию.
- Активная жизнь в социальных сетях. Лайкайте релевантные для вас публикации и комментируйте их, чтобы привлекать внимание целевой аудитории. Регулярно делайте посты на своих страницах и отвечайте своим подписчикам. Ведение социальных сетей — это прежде всего построение диалога с другими пользователями. Поэтому помимо регулярной публикации сторис хорошо еще находить время и взаимодействовать со своей аудиторией. А чтобы не упустить отметки или комментарии, автоматизируйте коммуникацию с помощью чат-бота.
Следите за трендами на рынке, регулярно мониторьте конкурентов, совершенствуйте свои навыки и тщательно отслеживайте события, происходящие в вашей сфере деятельности. Так вы всегда сможете продвигать личный бренд и оставаться интересным для целевой аудитории.
Обновлено: 04.10.2023
или