Черная Пятница (на англ. Black Friday) — это традиционный день проведения распродаж. Компании в разных сферах бизнеса используют его как информационный повод в своей маркетинговой стратегии, чтобы увеличить сбыт, распродать остатки со склада, конвертировать потенциальных покупателей в клиентов и повысить лояльность целевой аудитории.
История возникновения Черной Пятницы
«Чёрная пятница» или Black Friday это ежегодное мероприятие родом из США, которое проводится после Дня благодарения. Бытует легенда, что раньше при ведении бухгалтерского учета убыточные дни отмечали красным, а прибыльные черным. А так как прибыльный день попадал на пятницу, ее стали называть черной.
Вторая версия появления термина Black Friday гласит, что он пошел из Филадельфии, где в 50-60-е годы люди массово съезжались в город, чтобы купить подарки в преддверии Дня благодарения. Такой наплыв покупателей провоцировал появление длинных очередей, пробок, беспорядков и воровства. Более того, люди еще съезжались посмотреть футбольный матч. Со временем ситуация усложнилась, так как многие начали брать даже отгулы с работы, чтобы стоять в очередях за покупками. Контролировать порядок на улицах Филадельфии в эти дни было крайне сложно, не говоря уже о том, чтобы куда-то доехать или что-то купить, поэтому простая пятница стала «Чёрной пятницей».
В 80-е годы предприниматели начали использовать Black Friday как повод для проведения распродаж. Так каждую последнюю пятницу ноября они рано открывали свои магазины и предоставляли покупателям различные скидки. Рост выручки в этот день ежегодно мотивировал присоединяться к проведению распродаж все большее количество компаний. Поэтому, сегодня Черная Пятница проводится далеко за пределами США и не только в сфере розничной торговли. Ее успешно используют в своем маркетинге турагентства, инфобизнесмены, языковые школы, рестораны, кофейни.
В следующем разделе вы больше узнаете о том, зачем вам нужно планировать и проводить Black Friday.
Зачем проводить Черную Пятницу
Подготовка и проведение Black Friday требует времени и усилий, однако результат того стоит. Увеличение прибыли — это главное, но не единственное преимущество Черной Пятницы. Узнайте, зачем еще нужно организовывать эту акцию и почему она нужна вашему бизнесу.
- Привлечь лиды. Согласно статистике, в 2021 году в Черную Пятницу 88 миллионов покупателей из Америки приобрели товары онлайн. Сколько всего товаров люди покупают офлайн и онлайн по всему миру сложно и сосчитать. В преддверии праздников люди ищут и ждут выгодные предложения, поэтому вы можете использовать Черную Пятницу как повод для привлечения новых лидов и подписчиков.
- Конвертировать лиды в покупателей. Довольно часто люди подписываются на страницы бренда в социальных сетях, соглашаются получать email рассылки, однако не покупают сразу. Скидки и подарки к праздникам — это отличная возможность мотивировать потенциальных клиентов к приобретению товара или услуги компании.
- Укреплять взаимоотношения. Когда клиент получает выгодное, оригинальное и персонализированное предложение к празднику, он чувствует себя особенным. Это усиливает эмоциональную связь между покупателем и брендом, повышает лояльность, а также укрепляет взаимоотношения, что положительно влияет на конкурентоспособность компании.
- Распродать товар со склада. Черная Пятница — это отличная возможность избавится от остатков продукции и освободить место для хранения новых товаров.
- Повысить вовлеченность. Со временем часть целевой аудитории перестает активно интересоваться рассылками и предложениями бренда. В таком случае Черная Пятница служит отличным инфоповодом для повышения вовлеченности существующих клиентов. Например, для реактивации пассивных email подписчиков можно отправить им персонализированные рассылки с выгодным предложением.
Готовы дополнить свою маркетинговую стратегию рекламными кампаниями к Black Friday? Тогда читайте дальше и вы узнаете, как подготовиться к акции.
Как подготовиться к Черной Пятнице
Прежде всего изучите свои кейсы за прошлые годы. Если ранее вы не организовывали рекламные кампании к Черной Пятнице, то начните с изучения предложений конкурентов. Обратите внимание на то, какие каналы они используют для взаимодействия с целевой аудиторией, что предлагают, какие предоставляют скидки. Тщательно изучите предложения и креативы в социальных сетях, email рассылках, на сайтах, лендингах. Посмотрите, что вы бы улучшили на их месте.
Далее подумайте, каких целей вы хотите достичь при помощи Черной Пятницы. Это может быть увеличение продаж, привлечение лидов, реактивация пассивных email подписчиков и так далее. Когда предварительные цели будут намечены, конкретизируйте их. Используйте для этого модель SMART.
После, переходите к созданию маркетингового плана. Пропишите цели, задачи, сроки проведения кампаний к Черной Пятнице. Выберите каналы коммуникации и ответственных лиц, сегментируйте потребителей, для каждой группы подготовьте релевантные креативы и предложения, установите KPI, рассчитайте бюджет, чтобы доход не превысил расходы на рекламу.
Подготовьте воронки продаж в своей CRM-системе, проинформируйте сотрудников. В CRM от SendPulse вы можете бесплатно создать две воронки. Если вы продаете физические, а не электронные товары, то убедитесь, что у вас их достаточно на складе и вы точно удовлетворите спрос. Далее мы подготовили рекомендации, которые помогут увеличить продажи с Black Friday.
Рекомендации для повышения продаж в Черную Пятницу
Чтобы выделиться на фоне конкурентов, нужно постараться, поскольку в Черную Пятницу количество рекламных предложений на одного человека увеличивается в разы. Ознакомьтесь с некоторыми советами, которые помогут привлечь внимание целевой аудитории и достичь желаемых результатов.
- Персонализируйте предложения. Сегментируйте своих потребителей и подготовьте релевантный контент для каждой группы клиентов. Используйте максимум доступной вам информации об аудитории, чтобы персонализировать свои рекламные кампании для постоянных покупателей, лидов, пассивных пользователей.
- Проводите рассылки в несколько этапов. Если вы коммуницируете с клиентами по email или через мессенджеры, то подготовьте цепочку рассылок вместо одного сообщения. Например, сначала анонсируйте предложение к Черной Пятнице, затем напомните о нем, а после объявите начало и укажите дату окончания акции. Black Friday может длиться несколько часов, один день, неделю или даже месяц — все зависит от ваших возможностей и целей.
- Сосредоточьтесь на релевантных каналах коммуникации. Используйте только те социальные сети и мессенджеры, где точно есть ваши целевые клиенты. Проанализируйте свои каналы коммуникации, выберите те, которые приносят вам наибольшую прибыль и подготовьте соответствующие рекламные кампании.
- Действуйте от обратного. Если ваши конкуренты начинают акцию в пятницу, то начните ее в четверг вечером. Другими словами, не повторяйте стратегии других компаний, а старайтесь их превзойти и выделиться на их фоне.
- Создавайте мультиканальные воронки продаж. Такой подход повышает эффективность маркетинговых усилий. Например, привлекайте в чат-бот лиды из социальных сетей, а затем взращивайте их, конвертируйте в клиентов и выстраивайте дальнейшие взаимоотношения через email письма. В блочном конструкторе SendPulse вы можете бесплатно создать рассылку с нуля или использовать один из готовых шаблонов.
Используйте бесплатные инструменты SendPulse, чтобы в CRM хранить истории взаимодействий с покупателями, выстраивать воронки продаж и отслеживать по ним продвижения клиентов, создавать чат-боты, отправлять email рассылки, SMS и web push уведомления.
После запуска рекламных кампаний к Black Friday отслеживайте статистику по каждой из них, чтобы затем проанализировать результаты, сделать выводы и совершенствовать маркетинговую стратегию в дальнейшем. Подробнее о том, как с помощью рассылок и лендинга повысить продажи, читайте в статье «Рассылка к Черной Пятнице: полный гайд по email, мессенджерам, SMS, Viber, push».
Узнайте больше о рассылках к Черной Пятнице в нашем блоге
Обновлено: 05.10.2023
или